Субъекты Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации (субъекты федерации) — название территориальных единиц верхнего уровня — регионов в Российской Федерации.

Согласно Конституции России, Российская Федерация является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

Высшим должностным лицом региона Российской Федерации является руководитель, избранный в соответствии с уставом региона. Чаще всего он является и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта — губернатор, мэр, глава субъекта или глава администрации субъекта. Каждый регион имеет свой устав (республика — конституцию), систему исполнительных органов власти, парламент, а также региональное законодательство, принимаемое им. Кроме того, субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации равноправны между собой. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к их ведению. Право субъекта России на выход из состава страны в Конституции Российской Федерации не предусмотрено.

История

Советский период

Обобщающий термин субъект федерации впервые появился в 1990 году, до этого же времени именования комплекса составляющих (образующих) РСФСР территориальных единиц не существовало:

  • Статья 14 Конституции РСФСР 1937 года содержала формулировку, что РСФСР состоит из краёв, областей, автономных советских социалистических республик и автономных областей с их перечислением, но не утверждала, что именно они являются участниками федерации. Автономные области, как и города РСФСР республиканского подчинения, с конца 1920-х годов считались национальными административными единицами, находившимися под непосредственным управлением республиканских властей, при этом оставаясь частью более крупных территориальных единиц — краёв и областей (в отличие от национальных округов, которые этим краям и областям подчинялись полностью).
  • Конституция РСФСР 1978 года ввела новую формулировку: «В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные советские социалистические республики» с их перечислением, а далее: «В РСФСР имеются края… области… города республиканского подчинения… автономные области, находящиеся в составе краев… автономные округа, находящиеся в составе краев и областей…» (статья 71). Из неё следовало, что только АССР являются участниками федерации, в то время как остальные административные единицы непосредственно находятся в составе федерации. Помимо этого, упомянув города РСФСР республиканского подчинения, данная формулировка впервые указала на их неподчинённость областям, за которыми они ранее числились.

Понятие субъект федерации было введено Законом СССР № 1457-I от 6 апреля 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», который впервые назвал СССР федеративным государством, хотя Конституция СССР (статья 70) вплоть до конца 1990 года провозглашала СССР не непосредственно федерацией, а единым союзным многонациональным государством, образованным на основе принципа социалистического федерализма. Субъектами федерации СССР были названы союзные республики и автономные республики (автономные образования) в их составе.

Смотреть:
Налог на добавленную стоимость

Кроме того, в 1990 году внесённые в Конституцию СССР изменения предусматривали функционирование Совета Федерации СССР, возглавляемого Президентом СССР, в состав которого входили вице-президент СССР и главы союзных республик. В заседаниях Совета Федерации также были вправе участвовать высшие должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.

Конституция России 1993 года

Новая Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году и заменившая собой российскую конституцию 1978 года, закрепила (статья 65) современное понятие субъекта федерации. Так, она установила, что все субъекты России находятся в составе Российской Федерации. Субъектами было провозглашено шесть разновидностей административно-территориальных единиц первого (верхнего) уровня: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. В современной России образована одна автономная область — Еврейская АО, являющаяся единственным в своём роде регионом в составе России, поскольку все существовавшие на момент образования Российской Федерации автономные области, кроме неё, были переименованы в автономные республики, а их новые наименования были отражены в Конституции РСФСР в 1990 году.

В отличие от территориального устройства РСФСР к моменту прекращения её существования, автономные округа также стали субъектами федерации, оставшись в различной степени зависимыми от регионов, в состав которых они входили; позднее большая часть автономных округов России были включены в состав этих регионов. Исключение составили лишь Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО и Ненецкий автономный округ. При этом российское законодательство позволяет автономному округу быть одновременно и субъектом Российской Федерации, и составной частью региона, в который он входит в соответствии с уставом последнего. Единственным автономным округом, который не входит в состав какого-либо региона России, является Чукотский АО.

Бывшие города республиканского подчинения РСФСР — Москва и Санкт-Петербург — были переименованы в города федерального значения и подтвердили свой статус самостоятельных субъектов федерации, закреплённый прежней конституцией 1978 года, в которой они были выделены из состава Московской и Ленинградской областей.

В перечень регионов в статье 65 Конституции Российской Федерации вносился ряд изменений, в том числе в связи с объединением регионов России в 2000-х годах и присоединением Крыма в 2014 году.

Современное федеративное устройство России

Карта федеративного устройства

Ниже, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, приводятся сведения о федеративном устройстве России.

Перечень субъектов Российской Федерации

Ниже, в соответствии с Конституцией России, приведён перечень субъектов Российской Федерации. Типы субъектов федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту.

Статус субъектов Российской Федерации

В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Смотреть:
Президент Франции

Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь, не получило международного признания.

Прочее

Коды субъектов федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

Другие особенности территориального устройства России

Кроме того, субъекты Российской Федерации группируются в:

  • 8 федеральных округов (до 2010 года — 7, в 2014—2016 годах — 9);
  • 12 экономических районов;
  • 10 географических районов;
  • 8 природных районов;
  • 4 военных округа (до 2010 года — 6);
  • 11 часовых поясов (в 2010—2014 годах — 9).

История российского федерализма

В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который тогда же был включён в текст Конституции России, принятой в 1978 году.

В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после непризнанного присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации фактически стало 85.

Изменения в федеративном устройстве или в границах субъектов России после прекращения существования СССР

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краёв посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чечню и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.
Смотреть:
Рекуперативное торможение

2010-е годы

  • 1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена в 2,4 раза за счёт сопредельных районов Московской области.
  • 18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
  • 26 сентября 2018 года между главами республик Ингушетия и Чечня подписано «Соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечнёй». Согласно соглашению часть Сунженского района перешла к Чеченской республике.

2020-е годы

Карты

Будущее федеративного устройства России

Перспективы дальнейшего укрупнения регионов

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой, а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав) был отозван из Государственной думы инициаторами в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

Смотреть:
Аксумское царство

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России.

См. также

  • ISO 3166-2:RU
  • Территориальное деление России
  • Районы субъектов Российской Федерации
  • История административно-территориального деления России
  • История административно-территориального деления РСФСР
  • Коды субъектов Российской Федерации
  • Местное самоуправление в России

Примечания

Ссылки

  • Конституция Российской Федерации. Статья 65, где перечислены субъекты Российской Федерации
  • Обзорная карта — субъекты РФ и их центры (столицы)


Рассказать друзьям: