Авиационная промышленность

Авиацио́нная промы́шленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Общая характеристика

Самолётостроение является одной из наиболее прибыльных и в то же время наиболее капиталоёмких отраслей машиностроения.
Немногие страны мира, из числа наиболее развитых государств, обладают полным циклом (макротехнологии) создания авиационной техники — такую промышленность имеют 5—6 государств, обладающие высокими технологиями.

Производство крупных пассажирских самолётов освоено всего несколькими государствами, самые крупные из них — широкофюзеляжные самолёты — выпускают компании «Airbus» (ЕС) и «Boeing» (США); самолёты, рассчитанные на меньшее количество пассажиров, производятся в странах ЕС (компании «ATR» и «Saab AB»), в Канаде («Bombardier»), в Бразилии («Embraer»), в Иране (HESA), РФ и на Украине — на Харьковском авиазаводе и «Антонове».

Предприятия авиационной промышленности размещены, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы.

Вертолётостроение

см. Вертолёт

Авиационная промышленность СССР и России

В СССР создание авиапромышленности было начато в годы довоенных пятилеток. Советские авиаконструкторы (Поликарпов, Туполев, Ильюшин, Лавочкин и другие) создали ряд оригинальных конструкций, некоторые из коих по своим техническим характеристикам не уступали и даже превосходили свои зарубежные аналоги. В годы Великой Отечественной войны советская авиапромышленность быстро развернула массовое производство множества новых самолётов, приборов и авиадвигателей. К концу войны выпуск самолётов в СССР достиг почти 40 тысяч в год.

В послевоенные годы было освоено производство реактивных самолётов и РЛС, затем вертолётов и сверхзвуковой реактивной авиации. Параллельно с производством боевых самолётов были созданы и изготавливались турбовинтовые и реактивные пассажирские самолёты.

В 1970-е — 1980-е годы работало несколько десятков авиастроительных и моторостроительных заводов, а также несколько сотен агрегатных и приборостроительных, изготавливавших так называемые «покупные изделия».

Проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение — КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Мировая авиационная промышленность

  • Авиационная промышленность США
  • Авиационная промышленность Великобритании
  • Авиационная промышленность Франции (см. Промышленность Франции#Аэрокосмическая промышленность)
  • Авиационная промышленность Германии (см. Промышленность Германии#Аэрокосмическая промышленность)
  • Авиационная промышленность Украины
  • Авиационная промышленность Израиля
  • Авиационная промышленность Ирана
  • Авиационная промышленность Канады (см. Bombardier Aerospace)
  • Авиационная промышленность Бразилии (см. Embraer)
  • Авиационная промышленность Китая
  • Авиационная промышленность Японии (см. Промышленность Японии#Аэрокосмическая промышленность,Категория:Авиастроительные компании Японии)

Мировая авиационная промышленность развивается очень быстро. Это можно объяснить тем, что данная отрасль машиностроения очень важна для военно-промышленного комплекса страны. Конечно же, каждая страна старается наращивать свою военную мощь, поэтому и вкладывает большое количество средств в эту отрасль.

См. также

  • Авиация, в том числе гражданская авиация и военная авиация
  • Воздушный транспорт
  • Авиакосмическая промышленность
  • Двигателестроение#Авиационное двигателестроение
  • Военно-промышленный комплекс
Смотреть:
Уимблдонский турнир

Примечания

Литература

  • Авиационная промышленность // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Авиационная промышленность // А — Бюро военных комиссаров / [под общ. ред. А. А. Гречко]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 1).
  • Авиационная промышленность // Авиация: Энциклопедия / Глав. ред. Г. П. Свищев. — М.: Большая Российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. — 736 с. — ISBN 5-85270-086-X.
  • Родионова И. А. Авиационная промышленность // Мировая экономика. Индустриальный сектор. — СПб.: Питер, 2005. — С. 376—377. — 496 с. — (Учебное пособие). — 4000 экз. — ISBN 5-469-00415-5.
  • Горкин А. П. География. Энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006. — 624 с. — (Современная иллюстрированная энциклопедия). — 10 000 экз. — ISBN 5-353-02443-9.
  • Е. Каблов, акад. Записал Д. Зыков. Первым делом самолёты (рус.) // Наука и жизнь : журнал. — 2007. — № 1.
Электронные издания
  • Авиационная промышленность (неопр.). Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 28 февраля 2011.

Ссылки

  • ato.ru — Авиатранспортное Обозрение — информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорту
  • aviacapital.ru — Авиационная столица — Электронное информационно-аналитическое издательство по мировой и отечественной авиации
  • Мировой рынок гражданского авиастроения: конец дуополии // «Капитал страны», 2 cентября 2011


Error: 404 Not Found.

Сборка самолётов Airbus A321 на заводе компании Airbus в аэропорту Гамбург-Финкенвердер.

Error: 404 Not Found.

Рассказать друзьям: