Ангельская иерархия

Ангельская иерархия (Девять чинов ангельских) в ангелологии — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, в христианстве, в частности, разработанное на основе принципа триадического построения.

Иудаистические ангельские иерархии

Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).

Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:

Маймонид в «Мишне Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:

В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни:
Михаил — Авраам — хесед (милость),
Гавриил — Исаак — гвура (строгость),
Рафаил — Иаков — тиферет (красота).

В книге «Бахир» (§§ 8, 166) вводятся понятия цура (лицо, вид, форма) и кома (тело, строение, структура) и чины манхигим (вожди) и пкидим (служители).
А «Зоар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:

Авраам бен Исаак из Гранады в своём труде «Брит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оценённом Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:

В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.

Ещё более сложной системой является схема, приведённая в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.

Христианские ангельские иерархии

Во времена первых веков христианства и вплоть до позднего Средневековья христианские теологи разработали множество схем ангельских иерархий, выделяя при этом несколько уровней, или ангельских хоров. Все эти схемы в той или иной степени основаны на Ветхом и Новом Заветах, в частности такие ангельские чины, как «начальства», «власти», «силы», «господства» и архангелы, неизвестные из традиции иудаизма, основаны на Кол. 1:16, Еф. 1:21, 6:12 и 1Петр. 3:22, 1Фес. 4:16 и Иуд. 9.

Некоторые схемы опирались друг на друга, зачастую расширяя количество ангельских рангов или уменьшая их, другие предлагали совершенно отличные классификации, в том числе с обратным порядком ранжирования. Зачастую многие авторы (например, Афанасий Великий, Григорий Богослов) ограничивались простым перечислением ангельских чинов, не пытаясь их каким-либо образом систематизировать. Часть из этих иерархических построений представлена ниже:

в Святой анафоре «Литургии Василия Великого» (ок. 356—357):
  • ангелы (ср.-греч. Ἄγγελοι), архангелы (ср.-греч. Ἀρχάγγελοι), престолы (ср.-греч. θρόνοι), господства (ср.-греч. Κυριότητες), начала (ср.-греч. Ἀρχαί), власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι), силы (ср.-греч. Δυνάμεις), херувимы (ср.-греч. Χερουβείμ), серафимы (ср.-греч. Σεραφείμ)

Псевдо-Климент Римский в «Апостольских постановлениях», (ок. 380):

Трижды подробно перечисляются ангельские чины, но порядки и число их различны, от 9 до 11 чинов, при этом в одном из вариантов приводится их попарная группировка:

Смотреть:
Инвестиции

Первый вариант (Апостольские постановления, VII 35. 3)
  • серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin), херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin), ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni), господства (ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates)
Второй вариант сгруппированный (Апостольские постановления, VIII 12. 8)
  • херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin) и серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)
  • века (ср.-греч. αιώνες, лат. saecula) и воинства (ср.-греч. στρατιἀς, лат. exercitūs)
  • силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates) и власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)
  • начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus) и престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni)
  • архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli) и ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli)
Третий вариант (Апостольские постановления, VIII 12. 27)
  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni), господства (ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates), воинства (ср.-греч. στρατιἀς, лат. exercitūs), века (ср.-греч. αιώνες, лат. saecula) или вечности (лат. aeterni), херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin), серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)

Григорий Богослов в «Слове 28 О богословии второе», 31 (IV век):
  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι), престолы (ср.-греч. θρόνοι), господства (ср.-греч. κυριότητες), начала (ср.-греч. ἀρχές), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), сияния (светлости) (ср.-греч. λαμπρότητας), восхождения (ср.-греч. ἀναβάσεις), умные силы или умы (разумения) (ср.-греч. νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας)

Григорий упоминает именно девять чинов, причём семь идентичны позднейшей системе Псевдо-Дионисия; что же касается имён херувимов и серафимов, то в списке Григория вместо них стоят «светлости» и «восхождения»; он, очевидно, предпочёл греческие термины еврейским. Григорий, перечислив категории ангелов, также не пытался выстроить их в какую-либо схему, однако такую схему он, видимо, предполагал, и в соответствии с ней одни ангелы получают свет непосредственно от Первой Причины, другие — «иным образом».


Афанасий Великий в «Первом Послании к Серапиону, епископу тмиусскому», 20: 13 (IV век):
  • ангелы, серафимы, херувимы, архангелы, господства, престолы, начала

Кирилл Иерусалимский в «Тайноводственное поучении пятом», 6 (IV век):
  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι), силы (ср.-греч. δυνάμεις), господства (ср.-греч. κυριότητες), начала (ср.-греч. ἀρχαι), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), престолы (ср.-греч. θρόνοι), херувимы (ср.-греч. χερουβίμ), серафимы (ср.-греч. σεραφίμ)

Амфилохий Иконийский в «Слово I „На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“», IV (IV век) не приводит конкретного списка (последовательности), однако упоминает следующие ангельские чины:
  • херувимы (ср.-греч. Χερουβίμ, лат. cherubim), серафимы (ср.-греч. Σεραφίμ, лат. seraphim), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. sēdēs), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)

Амвросий Медиоланский в «Апология пророка Давида», I 4. 5, 20 (IV век):
  • ангелы (лат. angeli) и архангелы (лат. archangeli)
  • власти (лат. uirtutes) и силы (лат. potestates) и начала (лат. principatus)
  • престолы (лат. throni) и господства (лат. dominationes)
  • херувимы (лат. Cherubin) и серафимы (лат. Seraphin)

Иероним Стридонский (IV век):
  • серафимы, херувимы, силы, владычества (господства), престолы, архангелы, ангелы
Смотреть:
Кронид

Иоанн Златоуст в проповеди 71 «На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: „человек некий имел два сына“» (IV век):
  • ангелы (ср.-греч. ἀγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγελοι), начала (ср.-греч. Ἀρχαι), власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι), силы (ср.-греч. Δυνάμεις), престолы (ср.-греч. Θρόνοι), господства (ср.-греч. Κυριότητες), херувимы (ср.-греч. Χερουβὶμ), серафимы (ср.-греч. Σεραφὶμ), первозданный Адам (ср.-греч. Ἀδὰμ τὸν πρωτόπλαστον)

Псевдо-Дионисий Ареопагит в «О небесной иерархии» (рубеж V—VI вв.):

В трактате «О небесной иерархии» (труд также известен, как «Ареопагитики») впервые даётся наиболее разработанная с теологической точки зрения иерархия, её позднее с незначительными изменениями использовали как основу все последующие авторы. Иерархия Псевдо-Дионисия иллюстрирует пример «возрастания последовательности», с тем, чтобы показать иерархическую важность того или иного ангельского чина.

Псевдо-Дионисий приводит два варианта иерархии, отличающихся порядком следования ангельских чинов. Несоответствие ангельских порядков поясняется позднее богословами в Схолиях к «Ареопагитикам» (PG. 4. Col. 64).

Первый вариант («О небесной иерархии», 5; «О небесной иерархии», 6, § 2; «О небесной иерархии», 11, § 2)
  • Первая степень в обратном порядке: 1. престолы (ср.-греч. θρόνοι), 2. серафимы (ср.-греч. σεραφὶμ), 3. херувимы (ср.-греч. χερουβὶμ)
  • Вторая степень: 4. власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), 5. господства (ср.-греч. κυριότητες), 6. силы (ср.-греч. δυνάμεις)
  • Третья степень в обратном порядке: 7. ангелы (ср.-греч. ἄγγελοι), 8. архангелы (ср.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. начальства (начала) (ср.-греч. ἀρχαὶ)
Второй вариант («О небесной иерархии», 7, § 1; «О небесной иерархии», 8 § 1; «О небесной иерархии», 9, § 1) считается наиболее влиятельным и общепринятым
  • Первая степень: 1. серафимы (ср.-греч. σεραφὶμ), 2. херувимы (ср.-греч. χερουβὶμ), 3. престолы (ср.-греч. θρόνοι)
  • Вторая степень: 4. господства (ср.-греч. κυριότητες), 5. силы (ср.-греч. δυνάμεις), 6. власти (ср.-греч. ἐξουσίαι)
  • Третья сфера: 7. начальства (начала) (ср.-греч. ἀρχαὶ), 8. архангелы (ср.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. ангелы (ср.-греч. ἄγγελοι)

Григорий Двоеслов в «Беседах на Евангелия» 2, Беседа XXXIII, 7 (VI век):
  • ангелы (лат. angeli), архангелы (лат. archangeli), власти (лат. virtutes), силы (лат. potestates), начала (лат. principatus), господства (лат. dominationes), престолы (лат. throni), херувимы (лат. cherubim), серафимы (лат. seraphim)

Исидор Севильский в «Этимологии, или Начала» VII:5 (VII век):
  • ангелы (лат. angeli), архангелы (лат. archangeli), престолы (лат. throni), господства (лат. dominationes), власти (лат. virtutes), начала (лат. principatus), силы (лат. potestates), херувимы (лат. cherubim), серафимы (лат. seraphim)

Псевдо-Исидор Севильский в «О порядке творений» II:2—12 (VII век), чины ангельские располагает в порядке их сотворения Богом:
  • 1. серафимы (лат. seraphim), 2. херувимы (лат. cherubim), 3. престолы (лат. throni), 4. господства (лат. dominationes), 5. начала (лат. principatus), 6. силы (лат. potestates), 7. власти (лат. virtutes), 8. архангелы (лат. archangeli), 9. ангелы (лат. angeli),
Смотреть:
Meteorus albisericus

Иоанн Дамаскин в «Изложение православной веры» II, 3 (VIII век) следует, впрочем, классификации Псевдо-Дионисия:
  • первый класс: шестикрылые Серафимы (ср.-греч. εξαπτέρυγων Σεραφίμ), многоочитые Херувимы (ср.-греч. πολυόμματων Χερουβίμ), святейшие Престолы (ср.-греч. αγιώτατων Θρόνων)
  • второй класс: Господства (ср.-греч. Κυριότητες), Силы (ср.-греч. Δυνάμεις), Власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι)
  • третий класс: Правители (Начала) (ср.-греч. Αρχαι), Архангелы (ср.-греч. Αρχαγγελοι), Ангелы (ср.-греч. Αγγελοι)

Хильдегарда Бингенская в «Познай пути света, то есть Господа» (Sci vias lucis) I, 6 (1141—1151/1152 годы)

От Псевдо-Дионисия Хильдегарда восприняла девятичинную небесную иерархию, а также идею, что церковная иерархия является отражением высшей небесной иерархии. Однако произведение Хильдегарды представляет альтернативное разделение ангельских хоров на два, пять и снова два, и эти её девять хоров могут являться небесными аналогами составляющих человеческой природы. Ангелы и архангелы означает тело и душу, херувимы и серафимы символизируют знания и любовь к Богу, и пять средних хоров представляют собой пять чувств. Прочие аллегорические детали относятся к воплощению и добродетельной жизни.

  1. ангелы (лат. Angeli), архангелы (лат. Archangeli),
  2. власти (лат. virtutes), силы (лат. potestates), начала (лат. principatus), господства (лат. dominationes), престолы (лат. thronorum),
  3. херувимы (лат. Cherubim), серафимы (лат. Seraphim),

Фома Аквинский в «Сумма теологии» I: 108 § 5, (1225—1274 годы):
  • серафимы (лат. Seraphim) (Ис. 6:1—8), херувимы (лат. Cherubim) (Иез. 10:7—15), престолы (лат. thronorum) (Кол. 1:16),
  • господства (лат. dominationes) (Еф. 1:21), власти (лат. virtutes) (Еф. 1:21, 6:12), силы (лат. potestates) (Еф. 1:21), начала (лат. principatus) (Еф. 1:21, 6:12)
  • архангелы (лат. Archangeli) (Иуд. 9), ангелы (лат. Angeli) (множество мест писания)

Данте Алигьери в «Божественной комедии», Рай XXVIII: 99—126 (1308—1321 годы):
  • первый круг: серафимы (итал. Serafi), херувимы (итал. Cherubi), престолы (итал. Troni)
  • второй круг: господства (итал. Dominazioni), силы (итал. Virtudi), власти (итал. Podestadi)
  • третий круг: начала (итал. Principati), архангелы (итал. Arcangeli), ангелы (итал. Angeli)

В конце концов методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Заветов, в том числе этимологического и семантического разбора, христианские богословы (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) приняли ареопагитскую ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:

  • Первая степень (сфера) (по ветхозаветным источникам)
    • Серафимы
    • Херувимы
    • Престолы (также и по новозаветным источникам)
  • Вторая степень (сфера) (по новозаветным источникам)
    • Господства
    • Силы
    • Власти
  • Третья степень (сфера) (по ветхозаветным и новозаветным источникам)
    • Начала
    • Архангелы
    • Ангелы

В трудах Бонавентуры (XIII век) вышеуказанные ангельские степени (сферы) называются, соответственно: «эпифания», «гиперфания» и «ипофания». При этом чины (хора) второй и третьей сфер его иерархического списка объединяются также и попарно.

Наличие этих пар чинов богослов выводит из их этимологической близости и очевидного для него сходства в описании их функций. Он также разъясняет, как положение, высказанное в 1Петр. 3:22, применяется к этим парам:

  • Престолы и Господства
  • Начала и Власти
  • Архангелы и Ангелы

Первая сфера

  • Серафимы

В ивр. ‏שׂרף‏‎ (сара́ф) — ед.ч. «пылающий», «огненный». Окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. ‏שׂרפים‏‎, читается срафи́м); это различие соблюдается в лат. seraph[us] — seraphi[m], англ. Seraph — Seraphim и т. п. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. seraphim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: серафим — серафимы.

Смотреть:
770-е годы

Иногда этимологию углубляют до первоисточника древнееврейского слова — у египтян seref означало «грифон» — именно эта словоформа использована в Чис. 21:6 и Ис. 14:29 для обозначения змееподобной молнии. Собственно серафимы упоминаются только в Ис. 6:2-3, где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога. В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле. В библейском словоупотреблении серафимы — чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.

В апокрифической Книге Еноха называется Серафиэль. У него голова орла, но он излучает настолько яркий свет, что никто, даже другие ангелы не могут рассмотреть его.

  • Херувимы

Как и в слове «серафим», окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. ‏כרובים‏‎, читается керуби́м); это различие соблюдается в лат. cherub[us] — cherubi[m], англ. Cherub — Cherubim или Cherubs. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. cherubim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: херувим — херувимы.

Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет. В Талмуде ивр. ‏כרוב‏‎ произведено от арам. כרביא — «подобный юноше».. В последней четверти XIX века Фридрих Делич связал эту морфему с kirubu = shedu — ассирийским именем крылатого быка. Ряд ассириологов (Feuchtwang, Teloni, Budge и др.) в 1885 году возразили против этой гипотезы. Позже Делич дал другой вариант связки — «karubu» (великий, могущественный). В 1897 году Karppe, а затем Haupt предположили, что כרוב может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благосклонный, благожелательный, милостивый (синоним ‘damḳu’).

В библейском представлении херувимы вместе с серафимами наиболее близки Всевышнему. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

  • Престолы

Престолы — согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Вторая сфера

  • Господства, ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
  • Силы, ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
  • Власти, ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes (Кол 1:16) — имеют власть укрощать силу дьявола.

Третья сфера

  • Начала (архонты), ср.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1:21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
  • Архангелы (начальники ангелов), ср.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
  • Ангелы, ср.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

Исламские ангельские иерархии

В исламе нет стандартизированной иерархической организации ангелов, так как эта тема не затрагивается непосредственно в Коране. Тем не менее, исламским богословам ясно, что существует множество порядков, существующих меж ангелами, определяющих предназначение и конкретные задачи, поставленные пред ними Богом. Некоторые исламские богословы предполагают, что исламские ангелы могут быть сгруппированы по меньшей мере в четырнадцать категорий или даже более. В исламе выделяют следующие группы ангельских существ, сгруппированных по функциональному назначению:

Смотреть:
Лейцин

  • мукаррабун (иначе мукаррабин, макрибун, араб. الْمُقَرَّبُونَ‎ — «приближенные») (ан-Ниса 4:172)
  • ангелы вокруг Трона Аллаха:
    • хамаля аль-арш (араб. حملة العرش‎ — «те, кто несут Трон») — четыре ангела, несущие Трон Аллаха (Гафир 40:7; аль-Хакка 69:17)
    • карубин (араб. كروبين‎) — ангелы, окружающие Трон «те, кто рядом»(аз-Зумар 39:75)
  • хафаза (араб. حفظ‎ — «хранители, защитники, сохраняющие до суда») — стражи, ангелы-хранители (аль-Ан‘ам 6:61):
    • муаккибат (араб. معقبات‎ — «те, кто следит друг за другом») — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости (ар-Ра‘д 13:11).
    • Кирамен Катибин(араб. كراماً كاتبين‎ — «почтенные писцы») или Атид (араб. عتيد‎ — «готовый») и Ракиб (араб. رقيب‎ — «надсмотрщик») — ангелы-приёмщики, писцы, находящиеся по правое и левое плечо от человека и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день (Каф 50:17, 18; аль-Инфитар 82:10—12; аз-Зухруф 43:79, 80.
  • мудаббират (араб. مُدَبِّرَات‎ — «те, кто разбираются с делами») — ангелы, исполняющие повеления Аллаха и следящие за соблюдением Вселенских законов и за постоянством миропорядка (ан-Нази‘ат 79:5).
  • муккосимат (араб. مُقَسِّمَات‎ — «те, кто распределяет») — ангелы, распределяющие указания Аллаха (аз-Зарият 51:4).
  • ангелы, управляющие природными явлениями и силами, помощники Микала, :
    • заажират (араб. زَّاجِرَات‎ — «те, кто прогоняют») — ангелы, сгоняющие облака и управляющие другими природными стихиями (ас-Саффат 37:2);
  • ангелы семи небес. Ибн Аббас упоминает следующие формы и имена ангелов, ответственных за каждое небо:
  1. сфера Луны, форма — коровы, ангел — Исмаил;
  2. сфера Меркурия, форма — орлы, ангел — Микаил (или Шамаил);
  3. сфера Венеры, форма — стервятники, ангел — Сайдаяил (или Сайид);
  4. сфера Солнца, форма — лошади, ангел — Салсаил (или Салсафил);
  5. сфера Марса, форма — гурии, ангел — Калькаил;
  6. сфера Юпитера, форма — небесные юноши (гулямы) или человекоголовые птицы, ангел — Самкхаил;
  7. сфера Сатурна, форма — люди, ангел — Руфаил (или Бармаил).
  • малаикат аль-архам (араб. ملائكة الأرحام‎ — «ангелы утробы» от мн. ч. أرحام‎ — «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
  • малаикат аль-маут (араб. ملائكة الموت‎ — букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники Азраила, приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших:
    • назиат (араб. نازعات‎ — «вырывающие») или малаикат аль-азаб (ملائكة العذاب‎ — «ангелы наказания, обречённости») — ангелы, ответственные за сбор душ неверующих в момент их смерти. Жестоки и грубы, с силой вырывают души неверующих из тел (аль-Анфаль 8:50; ан-Нази‘ат 79:1);
    • нашитат (араб. نَّاشِطَات‎ — «извлекающие») или малаикат аль-рахмат (ملائكة الرحمة‎ — «ангелы сострадания») — ангелы, отвечающие на покаянные молитвы и забирающие души верующих во время прихода смерти. При заборе душ аккуратно извлекают души верующих из тел (ан-Нази‘ат 79:2; аль-Мурсалят 77:3).
    • сабихат (араб. سَّابِحَات‎ — «плывущие») (ан-Нази‘ат 79:3);
    • сабикат (араб. سَّابِقَات‎ — «опережающие») (ан-Нази‘ат 79:4).
  • хазана-и Джаннат ва Джаханнам — ангелы-стражи рая и ада (аль-Ан‘ам 6:93).
    • аз-Забания (араб. ‏الزبانية‎, возможно «стражи» (аль-А‘ляк 96:18)) — 19 ангелов-истопников, «грубые и сильные», наказывающие грешников в аду и поддерживающие адское пламя (ат-Тахрим 66:6; аль-Муддассир 74:26—31);
    • хазанат-уль-джанна (араб. خازنات ال جنة‎) — стражи рая.
  • джундалла (араб. جند الله‎ — «солдаты Аллаха») — ангелы-воины, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллаха этими людьми (Аль ‘Имран 3:124, 125; аль-Анфаль 8:12; ат-Тавба 9:26; Аль-Ахзаб 33:9—11).
  • саффат (араб. صافات‎ — «стоящие в ряд») — ангелы, выстраивающиеся в ряды для исправного служения Всевышнему (ас-Саффат 37:1).
  • таилят (араб. زَّاجِرَات‎ — «те, кто читает») — ангелы, читающие напоминание (перечитывающие слова, наставления Аллаха) (ас-Саффат 37:3).
  • сайяхуны (sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха (Зикр), и исполняющие их просьбы каждую ночь в месяц Рамадан.
  • ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами Мункар и Накир (араб. نكير‎) и (араб. منكر‎), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории Мубашир (араб. مبشر‎) и Башир (араб. بشير‎), которые опрашивают только не грешивших правоверных, или приходят в могилу после допроса, осуществлённого Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно. Ряд богословов, например Али аль-Кари, сообщают, что ангелов всё же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира, дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашира и Башира для благословения.
  • аль-укуль уль-ашара (араб. العشرة العقول‎ букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.
Смотреть:
Донецкий угольный бассейн

Ангельская иерархия в оккультизме

Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро д’Абано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до двенадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:

  • серафимы (англ. Seraphim), херувимы (англ. Cherubim), престолы (англ. Thrones)
  • господства (англ. Dominations), силы (англ. Powers), власти (англ. Virtues)
  • начала (англ. Principalities), архангелы (англ. Archangels), ангелы (англ. Angels)
  • непорочные (англ. Innocents), мученики (англ. Martyrs), исповедники (англ. Confessors)

Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:

Примечания

См. также

  • Ангелология
  • Лик святости

Литература

  • Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. 2. — С. 300—306. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Акафист. Молитвы. Чудеса. М.: Даръ, 2009.
  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Издательство «Духовное преображение», 2006.
  • Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2007
  • Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898
  • Бриллиантов А. И, Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898.
  • Бриллиантов А. И, К вопросу о философии Эригены. Ответ г. проф. В. С. Серебреникову. СПб., 1899.
  • Воскресенский Александр, протоиерей. Слово в день Собора Архангела Гавриила // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 29-30.
  • Глушаков Алексий, протоиерей. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 11. С. 43-44.
  • Зернов М., священник. Победа света над тьмой (к церковному празднику в честь ангелов) // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 11. С. 32-33
  • Книга ангелов: Антология христианской ангелологии. СПб.: Амфора, 2005.
  • Матвеевский П., священник. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
  • Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
  • Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила. М.: Русскій Хронографъ, 2010.
  • Небесных воинств Архистратизи… Каноны, акафисты, молитвы. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
  • Невидимый мир Ангелов. (Чудесные явления Ангелов людям, участие Ангелов-Хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых Архангелов). Сост. А. В. Фомин. М.: Новая Мысль, 2010.
  • Озерецкий П. Воззрения древнерусского народа на ангелов и злых духов // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 1. № 16.
  • Палладий, епископ Ижевский и Удмуртский. «Святый Ангеле Божий, моли Бога о мне» // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 11. С. 42-43.
  • Парвов А., священник. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
  • Переспелов И. Поучение в храмовый праздник — в честь св. Архистратига Божия Михаила // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № * Поляков Сергий, священник. Собор Честных Небесных Сил бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 54.
  • Потелещенко Николай, протоиерей. Слово в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 42-44.
  • Праздник в честь архистратига Михаила и народные представления, соединяемые с именем архистратига // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 3. № 46.
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. — 6-е изд. — М.: Синодальная Типография, 1898. — 63 с.
  • Размышления об Ангеле хранителе. Издательство «Неугасимая лампада», 2007.
  • Святые отцы об ангелах // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11. С. 48.
Смотреть:
Производная


Error: 404 Not Found.

Девять чинов ангельских. Икона

Error: 404 Not Found.

Серафим (оклад Мстиславова Евангелия, 1551)

Error: 404 Not Found.

Херувим (оклад Мстиславова Евангелия, 1551)

Рассказать друзьям: