Больше (картина)

Bolchevik 1918 Repine.jpg
Илья Репин
Больше. 1918 год
Холст, масло. 125 × 89 см
Константиновский дворец (Дворец конгрессов), Санкт-Петербург, Россия
(инв. КД Ж 116)

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.
Не следует путать с картиной «Большевик».

«Больше» (варианты названия: «Больше. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Больше. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Содержание

  • 1 Контекст
  • 2 История создания
  • 3 Композиция
  • 4 Судьба
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Контекст

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман, ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6], ввиду чего отличается непрописанностью некоторых деталей[7]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была уничтожена советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Больше»[8], также известные как «Больше. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5], «Больше. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][8].

Композиция

«Пробравшаяся в Финляндию знакомая дама рассказала о драматическом случае, свидетельницей которого она была: несколько пьяных солдат, глумясь и хохоча, выдёргивают из рук худенькой испуганной девочки краюху хлеба».

Репин в письме своему другу Виктору Базилевскому, 1918 год[9][10].

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[11][12]. «Больше» рисуют острую, нелестную и неприглядную, даже карикатурную картину зажимания крестьян, репрессий со стороны представителей новой, советской власти, выраженных в коллективном «народном мстителе» — мерзко оскалившийся пьяный солдат-красноармеец на козлиной ноге и с сальным и красным грубым лицом, похожим на свиную морду, возвысившись над толпой отбирает у ребёнка, у девочки, вырывает из её рук хлеб[13][14][8][2][15][16][17][7][18][19]. Сюжет картины, как утверждают искусствоведы, в частности Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде», опираясь на рассказ одной дамы о том, как солдаты отнимали у девочки хлеб[4][13][11]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Больше» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[20], тогда как Евгения Коробкова уподобила художественные качества данной работы Репина картинам Гойи[21].

« На улице. Этот сюжет я писал со слов очевидицы. Она уверяла, что видела сама эту сцену. Но у меня вышла карикатура на действительность, и я за нее извиняюсь.Надпись Репина на обороте фотокарточки картины (Бахметевский архив Колумбийского университета)[22][13]. »

Судьба

Ростропович и Вишневская

В 1925 году во время посещения «Пенатов» картину видел Корней Чуковский[23][13]. После смерти Репина картина хранилась у младшей дочери художника Татьяны Репиной-Язевой, а затем в её семье — семье Язевых-Дьяконовых[11][24]. Потом некоторое время «Больше» находились у частного коллекционера в США, откуда попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[25][26][27]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[20][27]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[28][29]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[30]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[25][31][32][8][33]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[34][35]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[36]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[37], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[8]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[36], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[38]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[39]. «Больше», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[40], известном ныне под названием «Дворец конгрессов»[41] (инвентарный номер — КД Ж 116)[11]. В 2017 и 2019 годах картина экспонировалась на выставках в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве — «Некто 1917» и «Илья Репин», приуроченных соответственно к 100-летию русской революции и 175-летию со дня рождения художника[18][19][17][7].

Примечания

  1. 1 2 Michael Amundsen. Repin: A Russian Master’s Life and Work in Finland, Kadriorg Art Museum, Estonia (неопр.). Financial Times (20 февраля 2013). Дата обращения: 2 мая 2017.
  2. 1 2 3 4 5 Сергей Андреев. Почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину (неопр.). РБК (21 октября 2014). Дата обращения: 2 мая 2017.
  3. Арья Паананен. Борьба за Илью Репина: СССР хотел, чтобы известный художник вернулся из Финляндии (неопр.). Ilta-Sanomat[en] (ИноСМИ.ру) (9 сентября 2017). Дата обращения: 2 мая 2017.
  4. 1 2 Пчелов, 2012, с. 238.
  5. 1 2 3 4 Красноармеец, отнимающий хлеб (неопр.). Моя Москва. Дата обращения: 2 мая 2017.
  6. Больше (неопр.). Газета «Звезда Поволжья». Дата обращения: 2 мая 2017.
  7. 1 2 3 Ирина Мак. Как смотреть Репина. В Новой Третьяковке открылась ретроспектива Ильи Репина – художника, который кажется сегодня главным в русском искусстве конца XIX – начала XX в. (неопр.). Ведомости (17 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019.
  8. 1 2 3 4 5 Елена Ямпольская, Андрей Реут. Усманов вернул в Россию «Большевиков» (неопр.). Известия (17 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  9. Переписка, 2012, с. 305—306.
  10. Юденкова, 2019, с. 85—86.
  11. 1 2 3 4 Карпова, 2019, с. 360.
  12. Bolsheviks. Repin (неопр.). Artnet. Дата обращения: 2 мая 2017.
  13. 1 2 3 4 Юденкова, 2019, с. 86.
  14. Николай Ямской. Ветры революции (неопр.). Журнал «Антураж» (8 августа 2009). Дата обращения: 3 июня 2017.
  15. Zoe Strimpel. Art of Tsarist Russia on Block (неопр.). The New York Sun[en] (14 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  16. Жанна Васильева. Нечто в багровых тонах. Выставка «Некто 1917» открылась в Новой Третьяковке (неопр.). Российская газета (2 ноября 2017). Дата обращения: 22 июня 2019.
  17. 1 2 Полина Ермолаева. Вновь открывая Репина: выставка, какой еще никогда не было (неопр.). ВГТРК (17 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019.
  18. 1 2 Ксения Фокина. Некто 1917. Третьяковка представила главную выставку-осмысление Революции (неопр.). Вечерняя Москва (28 сентября 2017). Дата обращения: 22 июня 2019.
  19. 1 2 Ольга Кабанова. Третьяковская галерея собрала картины, написанные в год революции. На выставке «Некто 1917» есть шедевры, но нет ни Ленина, ни красных флагов (неопр.). Ведомости (1 октября 2017). Дата обращения: 22 июня 2019.
  20. 1 2 Саша Денисова. Торг уместен. Михаил Каменский: «Этот аукцион может улучшить отношения России и Великобритании» (неопр.). Огонёк (2 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  21. Евгения Коробкова. Суп из сена по рецепту жены Репина был вкусным: Третьяковка открыла выставку, разоблачающую мифы о художнике (неопр.). Комсомольская правда (15 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019.
  22. Дороченков, Савкин, 1994, с. 283—284.
  23. Чуковская, Чурак, 2006, с. 189.
  24. Дороченков, Савкин, 1994, с. 283.
  25. 1 2 В Константиновском дворце под Петербургом открывается выставка коллекции Ростроповича-Вишневской (неопр.). Интерфакс (12 мая 2008). Дата обращения: 2 мая 2017.
  26. Татьяна Маркина. «Сокровище ангелов» меняет владельца. Галина Вишневская выставляет семейную коллекцию на Sotheby`s (неопр.). Коммерсантъ (13 июня 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  27. 1 2 Наталья Голицына. Коллекция Ростроповича и Вишневской выставлена на Sotheby’s (неопр.). Радио Свобода (14 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  28. Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской выросла в цене (неопр.). Коммерсантъ (9 августа 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  29. Надежда Данилевич. Сокровища Вишневской и Ростроповича: что уйдет с молотка? (неопр.). Московский комсомолец (13 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  30. Bolshevics. Repin. Lot 250 (неопр.). ArtValue.com. Дата обращения: 2 мая 2017.
  31. Алишер Усманов выкупил коллекцию для России (неопр.). НТВ (17 сентября 2009). Дата обращения: 2 мая 2017.
  32. Коллекция великого маэстро не достанется государству (неопр.). НТВ (18 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  33. Усманов купил коллекцию Ростроповича до аукциона (неопр.). BBC Russian (17 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  34. Миллиардер Усманов подтвердил, что передаст коллекцию Ростроповича государству (неопр.). NEWSru.com (18 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  35. Усманов купил коллекцию Ростроповича и Вишневской по просьбе Роскультуры (неопр.). Lenta.ru (18 сентября 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  36. 1 2 Музеи поборются за сокровище Вишневской (неопр.). НТВ (18 сентября). Дата обращения: 2 мая 2017.
  37. Финал коллекционной интриги (неопр.). НТВ (28 декабря 2007). Дата обращения: 2 мая 2017.
  38. Сокровища русского искусства предстали во всем великолепии (неопр.). НТВ (16 апреля 2008). Дата обращения: 2 мая 2017.
  39. Александр Садчиков. Коллекция Ростроповича и Вишневской обрела новый дом (неопр.). Известия (13 мая 2008). Дата обращения: 2 мая 2017.
  40. Графика И. Е. Репина в коллекции Константиновского дворца (неопр.). Константиновский дворец. Дата обращения: 2 мая 2017.
  41. Дворец конгрессов и Третьяковка обменялись картинами (неопр.). Новости Петродворцового района Санкт-Петербурга (13 марта 2019). Дата обращения: 22 июня 2019.

Литература

  • Доронченков И. А., Савкин И. А. Семья И. Е. Репина в письмах Т. И. Репиной-Язевой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год / Т. С. Царькова. — Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект»/Институт пушкинской литературы (Пушкинский дом), 1994. — С. 252—309. — 336 с. — ISBN 5020281034.
  • Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка. 1906—1929 гг. / Е. Ц. Чуковская, Г. С. Чурак. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — 351 с. — ISBN 5867934365.
  • Пчелов Е. В. Илья Ефимович Репин и социалистический реализм // Труды Русской Антропологической Школы / Н. Г. Полтавцева. — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. — Вып. 11. — С. 234—250. — 361 с. — ISSN 22239340.
  • Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский: Переписка. 1918—1929 годы / Т. М. Горяева, Е. В. Кириллина, О. В. Турбина. — Санкт-Петербург: Издательский дом «Мiръ»/РГАЛИ, 2012. — 384 с. — ISBN 9785988460619.
  • Илья Репин. 1844—1930. Альбом / Т. Л. Карпова. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2019. — 592 с. — ISBN 9785895802526.
  • Юденкова Т. В. Илья Репин: от народнической серии к революции 1917 года // Русское искусство. Норма и разрыв / А. П. Салиенко. — Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя»/Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2019. — Т. I. — С. 73—88. — 226 с. — ISBN 9785041743567.

Ссылки

  • «Больше». Репин (неопр.). Artnet[en].
⛭Работы Ильи Репина
  • Славянские композиторы (1872)
  • Бурлаки на Волге (1872—1873)
  • Садко (1876)
  • Крестный ход в Курской губернии (1880—1883)
  • Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883—1885)
  • ✰ Не ждали (1884—1888)
  • ✰ Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых (1888)
  • Портрет А. И. Лемана (1888)
  • Запорожцы (1880—1891)
  • Осенний букет (1892)
  • Дуэль (1896)
  • Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года (1903)
  • Больше (1918)
  • ✰ Портрет А. Ф. Керенского (1918)
✰ Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела .

Добавить комментарий