Ненасилие

Ненаси́лие — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.

Скульптура Карла Фредрика Рёйтерсвэрда (англ.)русск. Ненасилие (англ.)русск. перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке

Содержание

  • 1 Подходы к ненасилию
    • 1.1 Ненасилие в религии
    • 1.2 Ненасилие в политике
  • 2 Ненасилие и пацифизм
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
    • 5.1 Тексты
    • 5.2 Исследования
    • 5.3 Критика
  • 6 Ссылки

Подходы к ненасилию

Махатма Ганди, идеолог ненасилия.

Ненасилие может проявляться как принципиальное религиозное, этическое, философское убеждение и как прагматическая политическая стратегия.

Ненасилие в религии

В христианстве заповеди ненасилия были даны в Нагорной проповеди. Одной из них была: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).

В буддизме, джайнизме и индуизме понятие ненасилия восходит к идее ахимса, означающему «непричинение вреда живым существам», противоположности насилию.
Вслед за использованием Махатмой Ганди понятия ахимса как синонима ненасилия такое понимание утвердилось в современной европейской культуре.
Однако понятие ахимса скрадывало активный, деятельный аспект ненасилия, как его понимал М. Ганди, и он впоследствии разработал новое в индийской философии понятие «сатьяграха» для выражения своих взглядов на ненасилие[1].

Ненасилие в политике

Как способ гражданского воздействия на общество и власть, стратегия борьбы, ведущей к социальным преобразованиям, ненасилие было реализовано Махатмой Ганди в длившейся несколько десятилетий борьбе против английского правления в Индии.
Позже Мартин Лютер Кинг адаптировал и пропагандировал философию и методы Ганди для ненасильственной борьбы за гражданские права афроамериканцев в США.

Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций, будь они бюрократическими или милитаризированными.
Вследствие этого стратегия ненасилия в масштабах общества будет нацелена на уменьшение власти правителей за счет уменьшения гражданами сотрудничества с ними и делегитимации власти за счет явного выражения несогласия.

Оппоненты стратегии ненасилия делают акцент на стремлении оппозиции к делегитимизации (демонизации) действующей власти. Обычно этот процесс производится не в правовом поле, а в сознании граждан. То есть все неприятности граждан (в их сознании) связываются с действиями действующей власти (легитимна она или нет, особого значения не имеет), подводя к мысли, что достаточно сменить действующую власть/режим и все заживут счастливо и свободно. Хотя после переворота/революции так происходит далеко не всегда.[2]

Ненасилие и пацифизм

Ненасилие часто связывается с пацифизмом и иногда используется как его синоним.
Тем не менее, между двумя этими концепциями имеется заметное различие.
Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам.
Ненасилие, как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия.
Кроме того, ненасилие, как стратегия и инструмент социального протеста в определенной области, может сочетаться с применением насилия в каких-то других областях.

Смотреть:
Ренат

См. также

  • Ненасильственное сопротивление
  • Пацифизм
  • Сатьяграха
  • Толстовство
  • Международный день ненасилия
  • Христианский пацифизм
  • Сила цветов

Примечания

  1. Гусейнов А. А. Этика ненасилия. Архивировано 8 августа 2011 года. // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.
  2. Ненасилие в политических трансформациях на постсоветском пространстве

Литература

Тексты

  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
  • Г. Д. Торо «Гражданское неповиновение» (1848 г.) (недоступная ссылка)
  • Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. К. Ганди «Моя вера в ненасилие».
  • М. Л. Кинг «Паломничество к ненасилию»

Исследования

  • А. Швейцер «Христианство и мировые религии».
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
  • Рыбаков Р. Б. «Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди)» // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
  • Р. Джонсон «Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке» (недоступная ссылка) // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • О Великом чеченском суфии — Кунта-хаджи Кишиеве — о проповеднике ненасилия 19 века.
  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • А. Е. Сериков «Гринпис как ненасильственная экологическая организация» // «Опыт ненасилия в XX столетии», М.: 1996.
  • Педагогика ненасилия: Опыт педагогической практики.  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2880 дней] — историякопия)
  • В. Г. Чертков «О революции. Насильственная революция или христианское освобождение?» (с пред. Л. Н. Толстого), 1904.
  • Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива
  • План академического курса «Насилие и ненасилие»  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2880 дней] — историякопия) (Утверждено: Учебно-методическим Советом по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию, профессор В. В. Миронов)
  • Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. А. Гжегорчик. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54—64.
  • Этика ненасилия. А. А. Гусейнов. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.
  • Понятия насилия и ненасилия. А. А. Гусейнов Вопросы философии. 1994. № 6.
  • Ненасилие: философия, этика, политика. Сборник под редакцией Гусейнова А. А. — М.: Наука, 1993.
  • Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Братченко С. Л. — СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999
  • Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Ситаров В. А., Маралов ВТ. — М., 2000.
Смотреть:
Генрих IV (император Священной Римской империи)

Критика

  • Ненасилие и его насильственные последствия. Мейерс В.

Ссылки

  • Электронная библиотека проекта «Вне насилия»
  • Список более 150 документальных и игровых фильмов о ненасилии
  • Раздел «Миротворчество» в библиотеке Я. Г. Кротова
  • Сайт «Христианский пацифизм»
⚙️   Словари и энциклопедии Большая российская · Britannica (онлайн) · Treccani · Universalis
Нормативный контроль GND: 4020835-7 · LCCN: sh85092373 · NDL: 01156047
Рассказать друзьям:

Добавить комментарий